Задачка #4. Отпустите работать!

Задачка #4. Отпустите работать!

Продолжим обсуждать отношения руководителя и подчиненных. Разберем ситуацию на совещании.

Переговорная задачка #4.

Директор регулярно проводит длительные совещания с руководителями подразделений.

Как-то раз один из подчиненных говорит при всех:

«Отпустите меня с совещания - работать!»

 

 

  1. Что делает подчиненный этими словами? Что здесь не так?
  2. Что делать директору в ответ?

Пишите в комментариях.

 

Обсуждение Задачки #4 в рассылке "Переговоры под микроскопом"
(нажмите на заголовок письма, чтобы его раскрыть) 

Как воплотить хороший план? 5 апреля 2022 г.

Приветствую, уважаемые читатели-соратники!



Птицы громко обсуждают весну

в загородной резиденции школы.



И нам сегодня есть что обсудить:


ваши отклики на Задачку #4 
и
устроение Клуба с разборами.




Начну с Клуба.



1) Дата открытия Клуба:

выбрала особую дату - день космонавтики!



(Участников в Листе ожидания 
приглашу в Клуб чуть раньше 

и на особых условиях)




2) Устроение Клуба:

Гостевая, Кладовая и Кухня.



Гостевая - раздел с бесплатным доступом.

(4 разбора)

Кладовая - основная база разборов.


Подписка открывает разборы Кладовой

последовательно - по 1 каждую неделю.

(Сейчас в Кладовой 24 разбора)

Кухня - 4 новых разбора месяца

(сразу доступны по подписке).


Каждую неделю добавляю на Кухню новый разбор, 

через месяц переношу его в Кладовую.



Таким образом, подписка дает возможность

смотреть каждую неделю по 2 новых разбора.

(это 8 разборов в месяц)




3) Планы подписки.


Можно оформить доступ на 1, 3 или 6 месяцев.



Задавайте вопросы про Клуб - 
расскажу подробнее или понятнее.)




 

Теперь вспомним 
==Переговорную задачку #4.==



Директор компании регулярно проводит 
длительные совещания руководителей подразделенй. 


И вот как-то один из руководителей 
говорит при всех во время совещания:



«Отпустите меня с совещания - работать!»



Вопросы:

• Что делает подчиненный этими словами? Что здесь не так? 
• Что делать директору в ответ? 


Разберем несколько ваших откликов.




---------- Пересылаемое сообщение ---------

От: Марина < @ yandex. ru >

Дата:  27 февраля 2022 г. в 17:05

Тема: Re: Продолжаем битву за мастерство. Переговорная задачка #4



Добрый день, Галина.

К сожалению снова не могу войти в личный кабинет.
Поэтому пишу просто в письме.



Подчиненный ставит под сомнение  работу директора, подвергая сомнению необходимость длительных  заседаний.К сожалению, сплошь и рядом ситуация повторяется.


Что в этой ситуации делать? 
Наверное, ставить конкретные вопросы закрытого типа, чтобы получать в ответ короткие "да" и "нет". 
Сужать объем  информации.
 Цель директора часто донести до руководителей  цели и задачи, но часто  директор сам не очень понимает, что надо делать и ждет от подчиненных подсказок.



Ответ:



Подчиненный ставит под сомнение  работу директора, подвергая сомнению необходимость длительных  заседаний.



Возможно, подчиненный имеет это в виду.



При этом явным образом сообщает о более узкой ситуации - 


что в данный момент у него есть дело,

которое, по его мнению, важнее его участия в совещании.



Согласны?

 





---------- Пересылаемое сообщение ---------

От: Евгений < @ list. ru >

Дата:  27 февраля 2022 г. в 21:52

Тема: Re: Продолжаем битву за мастерство. Переговорная задачка #4



Добрый вечер!


С первого взгляда, это дезорганизация работы компании, обесценивание совещаний.
На самом деле, есть еще негатив в виде борьбы за власть и снижение авторитета директора. 



Как себя вести в этом случае?
Опыт подсказывает: Не давить, но ставить на место. 



Например:
Да, вы нам сегодня не нужны, от слова совсем. После совещания подойдете с отчетом о вашей работе. 
Будем решать вопрос о вашем соответствии нашей компании. 



Более мягко:  Вы не хотите поработать на совещании?  На вопросы к вам кто ответит? Хорошо, назначу вашим начальником Иванова. Но в следующий раз. А пока остаетесь!

 

С уважением, 
Евгений. 



Ответ:



Не давить, но ставить на место - план хороший.)



Как его воплотить?



1. Сначала точно увидеть и назвать то, что происходит.

И прояснить то, что может стоять за явными действиями.



Для этого надо не давить - 
просто задать ряд вопросов.


Каких?



2. И уже затем - 
уточнив, какие границы и почему человек нарушает - 

сообщить о том, на какое место
надо вернуться (=поставить на место).



Пока в обоих вариантах ответа руководителя
пункт 1 отсутствует. 


Зато оба раза присутствует намек на увольнение.


Этот намек намекает на слабость руководителя
и его готовность отомстить таким образом.



Чувствуете?



Попробуем по-другому?




В следующем письме 
продолжу разбор откликов на Задачку 4

и отвечу на вопросы про Клуб.



Всего доброго,

Галина

Не бойтесь правды! 6 апреля 2022 г.

Приветствую, уважаемые читатели-соратники!

Солнце продолжает борьбу 
за освобождение земли от снега.

В загородной резиденции школы 
еще лежат сугробы,
хотя в прошлом году в эти дни
мы уже сажали кедры на участке.

Ну ничего - солнце справится и в этот раз.
Неизбежно).

Мы же продолжим свою борьбу -
за ясность и чистоту общения и управления.

И сегодня разберем еще один отклик на Задачку #4.

Напомню Задачку#4.

==

Директор компании регулярно проводит 
длительные совещания руководителей подразделений. 

И вот как-то один из руководителей 
говорит при всех во время совещания:

«Отпустите меня с совещания - работать!»

Вопросы:
Что делает подчиненный этими словами? Что здесь не так? 
Что делать директору в ответ?

==

Теперь продолжим работу над задачкой -
разберем отклик Вадима.

---------- Пересылаемое сообщение ---------
От: Вадим < @ yandex. ru >
Дата:  1 марта 2022 г. в 23:00
Тема: Re: Продолжаем битву за мастерство. Переговорная задачка #4

Здравствуйте, Галина!

«Что делает подчиненный?» -  на мой взгляд, сообщает о нескольких вещах:
- что сейчас (во время совещания) они точно не работают 
- что время проходит бесцельно - выражает уверенность, что и дальше ничего полезного не случится, поэтому не считает нужным присутствовать и считает возможным заявить об  
этом публично

«Что не так?» -
да пожалуй, все не так
Делает это публично, эмоционально, с неким  противопоставлением коллективу - вы сидите  и дальше, а я пойду займусь чем то действительно ценным.
Полагаю, эти действия можно охарактеризовать, как перехват управления и подрыв авторитета руководителя.

«Что делать директору?»
- Вероятно, директор столкнулся с неожиданностью, 
в его картине мира совещания имеют много большую ценность по сравнению с мнением подчинённых.
Правда, возможен вариант, когда руководитель имеет  адекватную картину мира в этой части и вполне осознанно напрягает подчиненных, цели могут быть разные, но в этом случае он купировал бы отклоняющееся поведение подчинённого на более ранних этапах, так что этот случай можно не рассматривать .

Итак, поскольку случилась неожиданность, директору лучше взять паузу, полагаться на импровизацию не стоит.
Взять паузу - и буквально, и технологически.
Буквально - молча внимательно посмотреть на подчинённого.
Технологически - не разбираться прямо сейчас, при всех, а перенести разговор в будущее, но дать понять, что беседа обязательно состоится.
Для этого отпустить подчинённого с совещания с условием, что тот придёт для разговора в конце рабочего дня.

«Ну что же, вероятно, у Вас что то важное и срочное - идите, но я жду  Вас в …»

После этого предоставить оставшимся руководителям подразделений информационное преимущество перед ушедшим, сообщить о каких то важных новостях, решениях. Вполне возможно, что преимущество будет и не только информационным, решения на совещаниях часто принимаются за счёт отсутствующих .

В общих чертах, на мой взгляд, технология может быть такой, а вообще, директору стоит задуматься о целесообразности регулярных длительных совещаний.

Ответ:

«Что делает подчиненный?» -   на мой взгляд, сообщает о нескольких вещах:
- что сейчас (во время совещания) они точно не работают 
- что время проходит бесцельно
- выражает уверенность, что и дальше ничего полезного не случится, поэтому не считает нужным присутствовать и считает возможным заявить об этом публично

Хорошо бы разделить:

что подчиненный сообщает явным образом
(на что может руководитель опереться для разбора) -

и что он может подразумевать своим сообщением.

Чтобы руководителю твердо опираться на подразумеваемое - 
хорошо бы сделать это подразумеваемое явным.

Как? 
Задать вопрос или ряд вопросов.

Либо подчиненный откажется публично от подразумеваемого, 
либо подтвердит явным образом. 

Дальнейшие действия руководителя  будут разными в этих случаях.

(Если у руководителя останутся сомнения 
в искренности отказа от подразумеваемого - 
то продолжить разговор можно будет в другое время, лично.)

Согласны?

Явным образом подчиненный просит отпустить его с совещания работать.
Какие для этого могут быть причины?

1. Либо какое-то важное срочное дело.
2. Либо оценка совещаний как бесполезных в принципе.

Если задать проясняющий вопрос - 
подчиненному придется сделать явной 
свою позицию и причину просьбы.

Какой вопрос ему задать?
Предлагайте!

 

«Что не так?» - да пожалуй, все не так
Делает это публично, эмоционально, с неким противопоставлением коллективу - вы сидите  и дальше, а я пойду займусь чем то действительно ценным. Полагаю, эти действия можно охарактеризовать, как перехват управления и подрыв авторитета руководителя.

Как это можно сформулировать,
чтобы сам подчиненный понял - 

и согласился, что так делать не надо?
(Не сейчас на совещании, позже -  в личном разговоре).

В чем проблема публичности?
В чем проблема противопоставления коллективу - 
может быть коллектив не прав?
Что значит перехват управления и подрыв авторитета?
Подчиненный согласится с этим?

Как все это «разложить на пальцах»,
чтобы подчиненному было легко с этим согласиться?

Какую правду ему показать?

 

«Что делать директору?»
- Вероятно, директор столкнулся с неожиданностью, в его картине мира совещания имеют много большую ценность по сравнению с мнением подчинённых.

Вот это важно!

Руководителю надо быть готовым предположить,
что совещания на самом деле не столь эффективны, 
как могли бы быть.

И не бояться открыто это предположение обсуждать.

Не бояться любой правды!
(И станет легче ответить на предыдущие вопросы.)

 

Итак, поскольку случилась неожиданность, директору лучше взять паузу, полагаться на импровизацию не стоит. Взять паузу - и буквально, и технологически. Буквально - молча внимательно посмотреть на подчинённого. Технологически - не разбираться прямо сейчас, при всех, а перенести разговор в будущее, но дать понять, что беседа обязательно состоится. Для этого отпустить подчинённого с совещания с условием, что тот придёт для разговора в конце рабочего дня. «Ну что же, вероятно, у Вас что то важное и срочное - идите, но я жду Вас в …»

Предлагаю этот план действий уточнить.

Не сразу отпускать, спрятавшись за предположением 
наличия срочного и важного дела - 

сначала задать проясняющий вопрос,
затем принять решение - отпустить или нет -
и затем сообщить о продолжении разговора лично 
(в любом случае).

Какой проясняющий вопрос задать?
Предлагайте!

 

а вообще, директору стоит задуматься о целесообразности регулярных длительных совещаний.

Вот!
Если мы чувствуем, что на самом деле 
с совещаниями может быть что-то не так - 

не надо эту правду скрывать.

Процесс улучшений стоит сделать управляемым.

Однако обманывать ни себя, ни других не стоит.

Открыто быть готовым к изменениям
и задавать правила этих изменений - 

проявление силы руководителя.

С учетом этой готовности - 
какой вопрос можно задать подчиненному,
прежде чем решить - отпустить его или нет?

Жду ваши предложения.

Всего доброго,
Галина

ПС. Напомню, что в день космонавтики - 12 апреля - мы запускаем Клуб с разборами!
Подробности тут - https://peregovorshiki.ru/club.html

Сценарий действия руководителя и Клубные новости. 7 апреля 2022 г.

Приветствую, уважаемые читатели-соратники!

Смотрю на сугробы за окном, 
греюсь горячим чаем с лимоном

и планирую, куда высажу новые кусты жимолости - 
приобрела недавно два кустика с зелеными листиками.

Потому что точно знаю, что весна будет!)

И точно будут сегодня в письме 2 темы:

1) Клуб (открытие 12 апреля)
2) Задачка #4.

 

---------- Пересылаемое сообщение ---------
От: Марат < @ yandex. ru >
Дата:  5 апреля 2022 г. в 10:15
Тема: Re: Как воплотить хороший план?

Галина, привет!
У нас тут снега навалило- с крыши падает - дом трясется.
Заглянул в почту и тут потрясающие новости - Галина вернулась )))

Птицы в резиденции нащебетали новые темы, новые разборы!
Понравилось про "поставить на место" )

Тока в схеме не понял вот что:
> Кухня - 4 новых разбора месяца > (сразу доступны по подписке).
> Каждую неделю добавляю на Кухню новый разбор, 
> через месяц переношу его в Кладовую.

это точно подходит для горячей аналитической инфы, устаревающей через месяц.
<Вырезан пример>

В чем фишка оформлять подписку?

успехов!
Марат

Ответ:

Вижу, что непонятно написала  про устроение Клуба.

Поэтому записала короткое видео с обзором Клуба изнутри.

Фишка оформлять подписку в том,
что и Кухня, и Кладовая входят в одну! подписку.

Лучше один раз увидеть - 
так что просто посмотрите видео 
на страничке Клуба - https://peregovorshiki.ru/club.html

 

---------- Пересылаемое сообщение ---------
От: Артем < @ yandex. ru >
Дата:  5 апреля 2022 г. в 18:09
Тема: Re: [Клуб ПМ - Лист ожидания] Все готово к открытию Клуба!

добрый день, я из Минска, не могли бы Вы выслать реквизиты заранее для оплаты, с нынешней ситуацией надо будет что нибудь придумывать как оплатить.

может быть можно будет оплатить <вырезан вариант>

Ответ:

Придумаем как оплатить, если что.
Заранее высылать реквизиты смысла не вижу - 
будем решать вопросы по мере поступления.

Специальные условия для участников Листа ожидания 
буду иметь в виду,  если заказ будет оформлен вовремя -
и при этом возникнут сложности с формой оплаты.
Разберемся.

Ветераны школы тоже получат
специальное предложение накануне открытия Клуба
(те, кто приобретал мои курсы до 2020 года).

После запуска Клуба стоимость подписки
для новых участников будет плавно расти.

При этом стоимость продления 
уже приобретенных подписок  меняться не будет. 

То есть - чем раньше оформили подписку,
тем ниже стоимость и вступления, и продления.

Кстати, стартовые тарифы
уже опубликовала на страничке Клуба -
https://peregovorshiki.ru/club.html

===

Теперь перейдем к Задачке#4

Напомню ее содержание.  

Директор компании регулярно проводит   
длительные совещания руководителей подразделений.   

И вот как-то один из руководителей   
говорит при всех во время совещания:  

«Отпустите меня с совещания - работать!»  

Вопросы:  
Что делает подчиненный этими словами?
Что здесь не так?   
Что делать директору в ответ?

 

---------- Пересылаемое сообщение ---------
От: Владимир < @ mail. ru >
Дата:  6 апреля 2022 г. в 17:06
Тема: Re: Не бойтесь правды!

Добрый день, Галина!
Совещания бывают очень разные и рассматривать вопрос без привязки к виду совещания не очень содержательно.

Например, бывают ежедневные утренние планерки. Они должны быть короткими и затрагивать текущие рабочие вопросы. Эти вопросы обсудили, приняли неотложные решения и разошлись исполнять эти решения. Затягивать утреннюю планерку или ставить на ней вопросы, которые нужно обсуждать в другое время и в другом формате не очень хорошо. Однако, иногда такое бывает. Люди собрались, собрать их в другое время может быть сложно, люди торопятся, поэтому есть соблазн протолкнуть какой-то вопрос, рассчитывая на то, что его не будут внимательно изучать и спорить по этому поводу. И в этом случае как раз возможна ситуация, изложенная в Вашей задаче.

Если сотрудник понял эту комбинацию, он не хочет соглашаться с тем, что руководитель что-то навязывает всем или ему персонально, и с другой стороны ему на самом деле нужно приступать к неотложной работе. Возможно за две минуты до этого ему было сказано, что если он до конца рабочего дня (или до обеда) не решит какой-то вопрос, то у него будут проблемы. И тут ему не дают заниматься решением этого вопроса, обсуждая совершенно неуместный для утренней планерки вопрос.

Ответ:

Совещания бывают очень разные и рассматривать вопрос без привязки к виду совещания не очень содержательно.

Наша задача - создать общий сценарий действий
для любых подобных ситуаций.
Независимо от типа совещания.

—>Что делает подчиненный? 

Обращается к руководителю с просьбой, в которой 

1) есть явная часть
2) возможно есть скрытая (подразумеваемая) часть.

—>Что делать руководителю?

Сделать скрытую часть явной, если она есть, и с ней разобраться.

Предлагаю следующий сценарий.

Первым шагом стоит показать,
что мы видим вероятность второго дна у просьбы.

И предложить подчиненному ответить явным образом -
он имеет в виду одно или другое.

И далее сказать - просто и ясно - что ему делать:
если он имеет в виду одно -  то что ему делать в этом случае, 
если он имеет в виду другое -  то что ему надо сделать в этом случае.

Без обвинений, намеков, угроз и прочего - 
просто и ясно назвать все своими именами.

Чисто - без добавочек.

Чтобы подчиненный понял и извлек урок.  

---> Вот этот обобщенный сценарий  
предлагаю теперь наполнить конкретными словами  
для данной конкретной ситуации  
с совещанием.

Как вам такое предложение?

Жду ваши предложения, отклики и вопросы.

Всего доброго,
Галина ПС. 

Про Клуб (видео с обзором, тарифы и прочее) тут - https://peregovorshiki.ru/club.html

Брать сотрудников в заложники? 9 апреля 2022 г.

Приветствую, уважаемые читатели-соратники!



У солнца появился союзник 
в борьбе со снегом:

весенний дождик.



В загородной резиденции школы

снег быстро тает 
вокруг дома 
и со стороны леса.



Птицы прилетают на разведку

на открывшуюся землю
в поисках еды.




Разведка началась 
и в Клубе с разборами -

ссылки на подписку уже высланы 

в Лист ожидания и Ветеранам школы.



Для остальных Клуб откроется 12 апреля.




Сегодня мы обсудим ваши отклики

на сценарий для руководителя

из предыдущего письма

(по Задачке #4).



Напомню содержание Задачки.



Директор компании регулярно проводит 

длительные совещания руководителей подразделений. 


И вот как-то один из руководителей 

говорит при всех во время совещания:



«Отпустите меня с совещания - работать!»



Вопросы:


Что делает подчиненный этими словами? Что здесь не так? 

Что делать директору в ответ?




 

---------- Пересылаемое сообщение ---------

От: Владимир < @ mail. ru >

Дата: 7 апреля 2022 г. в 14:19

Тема: Re: Сценарий действия руководителя и Клубные новости



Добрый день, Галина!


По Вашему комментарию



>Первым шагом стоит показать,

>что мы видим вероятность второго дна у просьбы.


>И предложить подчиненному ответить явным образом -

>он имеет в виду одно или другое.


>И далее сказать - просто и ясно - что ему делать:


>если он имеет в виду одно -

>то что ему делать в этом случае, 


>если он имеет в виду другое - 

>то что ему надо сделать в этом случае.


>Без обвинений, намеков, угроз и прочего - 

>просто и ясно назвать все своими именами.

>Чисто - без добавочек.

>Чтобы подчиненный понял и извлек урок.



А захочет ли руководитель переводить скрытый слой проблемы в явный, если он сам использует это как манипулятивную схему?



Пример.


Идет совещание по какой-то теме, пусть даже упомянутая мной утренняя планерка. Директор ближе к концу говорит:


Скоро будет юбилей нашего дорогого Петра Ивановича, как нам организовать его поздравление?


Все присутствующие нечего по существу не говорят, пожимают плечами, хотят разойтись и приступить к реальной работе.


В чем дело. В фирме нет сотрудника, в обязанности которого входит заниматься таким вопросами. Директор поднял этот вопрос в надежде переложить его на кого-то из присутствующих, которые не обязаны этим заниматься. Присутствующие это понимают и не поддаются, директор продолжают проводить эту линию, в противном случае ему придется этим заниматься самому или поручить своей секретарше, но его это не устраивает.


И наконец кто-то, кого ждут неотложные дела, говорит, что собственно ему нужно заниматься работой а не разговорами по теме, к которой он не имеет отношения.



И что тут вскрывать директору — ты не хочешь заниматься организацией юбилея, тот ответит, — ну да не хочу, я в этой теме не разбираюсь, в мои обязанности это не входит, у меня есть неотложные дела — подчиненные ждут моих указаний, чтобы приступить к работе.




Ответ:

А захочет ли руководитель переводить скрытый слой проблемы в явный, если он сам использует это как манипулятивную схему?




Конечно, у руководителя всегда есть выбор:

  • использовать кривое управление -
  • или учиться задавать управление прямо и чисто.

Понятно, что часто кривизна возникает потому,

что не достаточно умения управлять прямо.



При этом что выбирает руководитель
как ценность - 


кривду или правду?



Чему он хочет учиться сам

и куда направлять других?

 



Директор поднял этот вопрос в надежде переложить его на кого-то из присутствующих, которые не обязаны этим заниматься. Присутствующие это понимают и не поддаются, директор продолжают проводить эту линию, в противном случае ему придется этим заниматься самому или поручить своей секретарше, но его это не устраивает.




То есть директор берет сотрудников в заложники?



И не отпустит -
пока кто-то не возьмет на себя дело,

которым не хочет заниматься сам директор?



Какие правила и законы он задает тем самым

в собственном мире (мире компании)?




 

И что тут вскрывать директору — ты не хочешь заниматься организацией юбилея, тот ответит, — ну да не хочу, я в этой теме не разбираюсь, в мои обязанности это не входит, у меня есть неотложные дела — подчиненные ждут моих указаний, чтобы приступить к работе.




Если директор взял сотрудников в заложники

и считает это правильным,

то вскрывать это не обязательно.



Если же хочет изменить то,

как люди в его мире (компании)
относятся друг к другу,

какие традиции создают и поддерживают -

то тут есть что вскрыть.



Конечно же, не одним разговором,

принудительно задержав людей после планерки.



И начать вскрытие правды стоит с себя - 

задать себе ряд вопросов:



Я хочу поздравить юбиляра? Или «должен»?
Почему?

Хочу ли я, чтобы в компании были праздники?
 Какие?

Хочу, чтобы их организовывал кто? 

Как? Зачем или почему?

Почему сейчас нет зачинщика таких праздников?


Какие отношения между людьми 

я хотел бы создавать в своем мире?

И как праздники и их организация в этом помогут?



Продолжите ряд вопросов сами… 





 

---------- Пересылаемое сообщение ---------

От: Вадим < @ yandex. ru >

Дата: 7 апреля 2022 г. в 21:05

Тема: Re: Сценарий действия руководителя и Клубные новости



Здравствуйте , Галина!



В рамках предложенного сценария 
конкретное его наполнение на мой взгляд 
могло бы быть таким :



Вы считаете, что сейчас мы не работаем?

Я правильно вас понял?



Если ответит «Да, я так считаю» -


Тогда изложите ваши предложения по 
повышению эффективности совещаний



Если сдаст назад и ответит «Нет» -


Тогда что вы имеете в виду?



Если «У меня важное и срочное…» -

оценить,
 насколько это важно и срочно, что нужно 
делать именно сейчас, если это так, отпустить
с условием, что придёт позже и доложит о 
результатах. 



Если подчиненный выбрал промежуточный

вариант - что то типа «Ну, мы могли бы работать
чуть эффективнее» -

вернуться к первому варианту -


Как именно? Изложите ваши предложения



Опять же, на мой взгляд, предложенный сценарий
можно считать рабочим с допущениями


-
«сформулировать, чтобы сам подчиненный понял
и согласился, что так делать не надо» - допущение,

что подчиненный действительно не понимает.


Мне кажется, если подчиненный решился на 
подобное заявление, то все он понимает, и очень

хорошо, и готов к такому разговору гораздо

больше, чем руководитель, который этого не 
ожидал. 



- руководитель действует по принципу
« Не бойтесь правды!», а самое главное, 
знает, что с этой правдой делать, готов к ней.


В действительности же чаще всего это не так,

руководитель сталкивается с неожиданностью 
и пауза ему все таки нужна. Иначе разговор
 приобретает характер импровизации, которая
редко бывает удачной. Подчиненный ( поскольку
 думал заранее) вполне может изложить 
свою точку зрения аргументированно, может
 быть поддержан присутствующими, даже если и молчаливо, 
но это все равно приведёт к снижению авторитета руководителя.



По вопросам в предыдущем письме -

«В чем проблема публичности?» -

не столько в публичности, а в том, что подчиненный
на неё решился. Полагаю, что это как минимум говорит о
его нелояльности.



«В чем проблема противопоставления коллективу?» -
Подчиненный не делает каких то предложений, 
которые могут изменить положение дел и 
стать полезными для всех, а как бы говорит :

«Ну, вы сидите и теряйте время дальше, а я пошёл…»



«Что значит перехват управления и подрыв
авторитета» -
подчиненный пытается руководить
повесткой, руководитель вынужден отвлекаться
и как то реагировать.



«Процесс улучшений стоит сделать управляемым.
Открыто быть готовым к изменениям и задавать
правила этих изменений»

Вероятно, можно установить два правила :


- Выступать с критикой можно только при наличии
конкретных предложений по исправлению

- Делать это можно только во вполне определенный
момент совещания, например в конце его, или после
вопроса руководителя «Ваши предложения?»



Хотя кажется , что в этом примере руководителю
для начала нужно восстановить управление 




Ответ:



Вы считаете, что сейчас мы не работаем?
 Я правильно вас понял?

Если ответит «Да, я так считаю» -

Тогда изложите ваши предложения по 
повышению эффективности совещаний



Давайте очистим вопрос от добавочки

в виде провокации, вызова или обиды.



И сразу предложим подчиненному

выбрать из двух чистых вариантов.



Например:



«У Вас появилось неотложное дело -

или чувство, что совещания проходят 

недостаточно эффективно?»

Дальше -

либо ждать ответа,


либо сразу сказать, что делать 
в каждом случае.




Если «У меня важное и срочное…» - оценить,
насколько это важно и срочно, что нужно 
делать именно сейчас, если это так, отпустить
с условием, что придёт позже и доложит о 
результатах.



Стоит расспрашивать о деле сейчас,

тратя время всех присутствующих?



Или лучше просто отпустить,

с условием - доложить позже о том,

что это было за дело?


И уже потом - лично и не спеша - разобраться?




Если подчиненный выбрал промежуточный 
вариант - что то типа «Ну, мы могли бы работать
чуть эффективнее» - вернуться к первому варианту -

Как именно? Изложите ваши предложения



Чтобы не было промежуточных вариантов - 

лучше сразу задать точный вопрос.



И если дело в чувстве, которое возникло -

стоит его обсуждать сейчас


или лучше задать общее правило

для подобных ситуаций?



Например:


«Если у вас возникает чувство,

что что-то может быть лучше в нашей компании - 



не надо: 

это чувство прятать, 

или выражать непрямым образом,

или в неподходящих обстоятельствах.



Надо: 

с этими чувствами прийти к руководителю -

в данном случае ко мне - 

и прямо о них рассказать.



И вместе с чувством, что что-то плохо,

принести предложения - как это улучшить.



Во время совещания об этом говорить неуместно,
 согласны?



Приходите обсудить ваши чувства и предложения 

в удобное - и для вас, и для меня - время. 

Обязательно их обсудим. 



Сейчас же продолжим совещание.»




Таким образом руководитель задает



--> ряд одобряемых действий подчиненного:

- обратиться с просьбой

- прямо поделиться чувствами

- внести предложение



--> и ряд неодобряемых действий:

- прятать, скрывать чувства

- выражать чувства непрямым неявным образом («криво»)

- выражать чувства в неуместных обстоятельствах




Все это руководитель может делать, если:


- Стремится к прямому чистому управлению

- Имеет достаточное количество точных понятий

- Умеет называть вещи своими именами

- Понимает людей и их чувства



Из этих умений складывается авторитет.

Ну что, работу над Задачкой #4 завершаем?

Или еще есть что обсудить?



Пишите!

И ждите новую Задачку.)



Всего доброго,
Галина



ПС. Информация о разборах в Клубе здесь - 
https://peregovorshiki.ru/club.html