Конфликтогены — рождающие конфликты

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мои наблюдения говорят о том, что в переговорах гораздо чаще мы сами создаем негативное отношение к нам, агрессию другой стороны, чем другая сторона относится к нам плохо изначально, и мы в этом не виновны никак. Те наши действия, которые заставляют другого «напрячься» и приготовиться к конфликту с нами, называются конфликтогены. Вот о них, о конфликтогенах, я и подобрала несколько материалов из своих архивов, которые предлагаю Вашему вниманию.

 

1.Статья о конфликтогенах Н.И.Тимченко.

Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Мы желаем защитить себя и свое достоинство, но мы не столь бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликты», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающий».

Слово «могущие» является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту.

Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не столь бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Конфликтогены опасны, потому что имеет место важная закономерность — эскалация конфликтогенов. Состоит она в следующем.

На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Чтобы авторам рекламных обращений не допускать в них конфликтогенов, необходимо прежде всего «знать их в лицо».

Поэтому приведем исчерпывающий перечень конфликтогенов. Все их можно отнести к пяти типам:

  • стремление к превосходству;
  • проявления агрессивности;
  • проявления эгоизма;
  • нарушение правил;
  • неблагоприятное стечение обстоятельств.

Перечислим, какие конфликтогены относятся к каждому из этих типов. Многие из них, к сожалению, встречаются в плохой рекламе.

 

Стремление к превосходству

Прямые проявления превосходства: приказание, угрозы, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм. — Снисходительное отношение, т. е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как можно этого не знать?», «Неужели вы не понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано», «Вы умный человек, а поступаете...». Конфликтогеном является и снисходительный тон. — Хвастовство, т. е. восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых. Вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна. — Категоричность, безапелляционность является проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как «Я считаю», «Я уверен». Вместо них более безопасно употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что...». — Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий по существу занимает позицию превосходства. — Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Любители насмешек, видно, забывают, что уже в древности осуждался порок злого языка. Так, в первом псалме Давида насмешники осуждаются наряду с безбожниками и грешниками. И не случайно: осмеянный будет искать возможность сквитаться с обидчиком. — Перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.

Поучителен сюжет, связанный с Эйнштейном. Ученый имел маленькую записную книжечку, в которую записывал пришедшие в голову мысли. «Почему она у вас такая маленькая?» — спросили его. — «Потому, — ответил выдающийся ученый, — что хорошие мысли приходят очень редко».

Неплохая подсказка для любителей навязывать свою точку зрения: хорошие мысли бывают, может быть, и у них гораздо реже, чем они думают.

 

Проявления агрессивности

Латинское слово «aggressio» означает «нападение». Агрессия может проявляться и как черта личности, и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. — Природная агрессивность.

Некоторым людям действительно присуща природная агрессивность. Но к счастью, агрессивных от природы людей меньшинство. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность. 

Ситуативная агрессивность.

Она возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также как ответная реакция на полученный конфликтоген.

В психологической науке это состояние обозначено как фрустрация. Оно возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Защитные реакции при фрустрации связаны с проявлением агрессивности. Фрустрация нередко становится причиной неврозов.

Отметим, что конфликтогены типа «стремление к превосходству» и «проявления эгоизма» можно также отнести к некоей форме агрессии — скрытой агрессии. Ибо они представляют собой посягательство, хоть и завуалированное, на достоинство человека, его интересы.

В силу эскалации конфликтогенов скрытая агрессия получает отпор в виде явной, более сильной агрессии.

 

Проявления эгоизма

Слово «эгоизм» имеет корнем латинское «ego», обозначающее «я».

Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Эгоизм — это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей.

К проявлениям эгоизма следует отнести обман и попытку обмана. С их помощью эгоист старается добиться своей выгоды в ущерб другим. В рекламе обман является не менее подлым явлением, чем во взаимоотношениях с окружающими.

Эгоистичным является и перекладывание ответственности на другого человека, и утаивание от него информации. Когда рекламодатель скрывает от потребителя важную для того информацию (например, противопоказания в применении рекламируемых лекарств и пищевых добавок), то это сильнейший конфликтоген.

 

Нарушение правил

Нарушение любого правила является конфликтогеном — будь то правило этики, внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, дорожного движения и т.д. Собственно, правила и выработаны как средство предупреждения конфликтов.

В рекламе этические нормы должны играть не последнюю роль. Во-первых, по отношению к потребителям рекламы. Во-вторых, по отношению к конкурентам. В силу важности этих вопросов им будет посвящена специальная глава.

 

Неблагоприятное стечение обстоятельств

Конфликтогеном является контакт с раздраженным человеком, неприятное известие или происшествие, нежеланное изменение ситуации, скверная погода, очередь и т.п.

В рекламе конфликтогеном этого типа может быть, например, появление персонажа, прежде позитивного, но недавно чем-то себя скомпрометировавшего.

 

COPYRIGHT 2004 © Элитариум.Ру — Дистанционное интернет-образование. Некоммерческое использование любой части этого материала допускается только с явно видимой активной ссылкой на этот проект.

 

 

2. Список конфликтогенов (таблица) из книг Козлова Н.И. и Егидеса А.П.

Эта таблица поможет упорядочить знания о том, «как общаться ХОРОШО» и «как общаться ПЛОХО».  Конфликтоген — то, что делает больно.  Синтон — то, что приятно. Посмотри на себя со стороны с точки зрения техники общения. Что ты делаешь людям больше: то, что им приятно, или то, отчего им больно? Если конфликтогенов больше, то тебе, вероятно, тяжело жить, ведь делать другим больно — это больно... и с тобой нелегко ладить.

 

КОНФЛИКТОГЕНЫ СИНТОНЫ
упрёки-обвинения снятие вины с партнёра (извинение за свои ошибки)
оценка отрицательная (личности, действий) безоценочность (оценка положительная — действий)
категоричность (только так правильно!) субъективность (мне кажется), уточнение
"злой" ярлык (на личность в целом) "добрый" ярлычок (умница, молодец)
грубость мягкость, ласковые слова (солнышко, любимая)
негатив (всё плохо! кошмар!) позитив (хорошо!), улыбка (внутренняя и внешняя)
агрессия (разрушение отношений) любовь-забота (строительство отношений), поддержка
приказ, требование (авторитарность) просьба, предложение обсудить (демократичность)
возражение (ты — неправ! Нет! Но!) согласие (да!, согласен!), грамотное возражение
спор дискуссия-обсуждение
юмор на партнёра юмор на себя, на мир
совет (непрошенный) сделать «прошенным» (уточнить: нужен ли?)
мусорные слова взвешивать каждое слово (ответственность за слово)
перебивание дать перебить себя (выслушивать)
долгоговорение без долгих предисловий (начинать с сути)
монолог диалог
неблагодарность благодарность (при любой возможности)
критичность (неприятие человека) поиск достоинств (безусловное принятие)
пристройка сверху (как Родитель с Ребёнком)

отношения на равных (Взрослый со Взрослым)

установка на борьбу (я-лучше тебя) установка на мир и истину
привлечение внимания к себе (позой, мимикой, жестами) привлечение внимания к партнёру

 

Какие еще конфликтогены Вы можете добавить?

Какие действия других людей Вас обижают, заставляют относиться к ним хуже?

 

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

7 навыков успешного переговорщика

Получите бесплатно книгу в формате PDF (1.7Мб)

Получите три бесплатных урока 1 ступени:

 

Урок 1. Введение

 

Урок 2. Что такое успешные переговоры
РАЗБОР 6 ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ

 

Урок 3. Какие навыки надо разивать
РАЗБОР 7 НАВЫКОВ

Получите три бесплатных урока 1 ступени:

 

Урок 1. Введение

 

Урок 2. Что такое успешные переговоры
РАЗБОР 6 ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ

 

Урок 3. Какие навыки надо разивать
РАЗБОР 7 НАВЫКОВ