Скажи НЕТ манипулятору

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Знакомство с книгой Сьюзен Ньюман «Скажи нет манипулятору. 250 типичных сценариев манипуляций и как им противостоять». Эта книга будет действительно полезна тем, кто не умеет отказывать в многочисленных просьбах окружающих — и слишком часто делает то, чего делать не хотел бы. Всем остальным книгу будет любопытно пролистать, но все 250 сценариев отказа изучать будет лень... Я так думаю :)

Поэтому первым я рекомендую книгу приобрести — и лишить себя права на незнание технологии отказа :) А вторым я сэкономлю время, кратко рассказав, что там внутри :)

1. Автор — жертва неумения отказать и при этом неплохой психолог. Поэтому весь путь от «нет проблем» к просто «нет» она прошла сама, и ситуации, к которым предлагаются сценарии отказа, думаю, тоже по большей части взяла из своей жизни. Возможно, будет интересен ее взгляд на то, как люди становятся такими жертвами вечного «да». Цитата:

«Когда вам было два год, вы легко вопили: «Нет!», но постепенно слово «нет» из вас выбили. Чем чаще вы говорили «нет», тем больше сердились на вас родители.

Говорить учителям слово «нет» было недопустимо. Когда вы говорили «нет», став постарше, вы боялись потерять родительскую любовь и преданность друзей. Нет сомнений, некоторые из этих представлений вы пронесли через всю вашу взрослую жизнь».

В начале книги даются несколько основ, помогающих в принципе разрешить себе говорить «нет», если такой запрет по ходу жизни образовался.

 

2. Сценарии имеют одну структуру (рассмотрим ее далее) и разбиты на темы: друзья, семья, работа и «разное сложное»...

Каждый сценарий имеет три части — «Что здесь происходит», «Ответ» и «Предостережение!». Цитата:

«- Что здесь происходит. В этой части дается предостережение о возможных манипуляциях и обмане или описываются детали обстоятельств, которые могут повлиять на ваш ответ. Эта информация поможет вам проанализировать, о чем вас просят и почему вам может быть так трудно отказать, так что в похожей ситуации вы сможете трезво оценить, пытаются ли вас использовать и желаете ли вы соглашаться...

— Ответ. Когда мы обнаружим мотив, стоящий за просьбой, представленные в этой части варианты ответов помогут вам выпутаться из ситуации и в большинстве случаев покажут, в каких выражениях можно отказаться и не брать на себя обязательства, не выглядя при этом равнодушным или невежливым. ...

— Предостережение! Эта часть дает логическое обоснование и предостерегает, чтобы в следущий раз, оказавшись в похожей переделке, вы хорошенько подумал, прежде чем загнать себя в угол. «Предостережение» раскрывает также мысли людей, которые просят об одолжении, объясняет, почему они ведут себя таким образом, чтобы заставить вас сделать что-нибудь для них, а в отдельных случаях — позволяет понять, почему вы реагируете именно так, как вы реагируете. ...»

 

3. Приведу примеры сценариев из каждой группы. Надеюсь, автор книги не будет сильно возражать — ведь всего в книге 250 сценариев (я, правда, не пересчитывала — это в названии такая цифра указана... :))...

 

Из раздела «С друзьями».

Сценарий

«Не поможешь ли ты мне собрать этот книжный шкаф до того, как завтра придут мои друзья? Обычно то, что я ремонтирую, выглядит рухлядью. Если чинишь ты, вещь кажется совершенно новой».

Что здесь происходит? Ваш друг льстит вам, чтобы воспользоваться вашим мастерством. Вы не слышали столько похвал с тех пор, как овладели искусством завязывания шнурков. И ваше самолюбие хочет сказать «да», чтобы поддержать поток комплиментов, однако вы уже видели этот шкаф и знаете, что для того, чтобы его собрать, потребуется не один день. Осадите свое самолюбие, прежде чем дать ответ.

Ответ: «Спасибо за комплимент. Тебе предстоит большая работа, но ты справишься. Напрасно ты недооцениваешь свои способности».

Предостережение! Не превращайтесь в сиюминутного эксперта. Лесть может застать вас врасплох и быстро заставить вас согласиться. Ответьте комплиментом на комплимент, чтобы укрепить уверенность друга в самом себе.

 

Из раздела «Вся семья».

Сценарий

«Знаю, я не предупредила тебя заранее, но не посидишь ли ты с нашими детьми в выходные?»

Что здесь происходит? Ваша сестра, брат, племянница или другой родственник просит вас в последнюю минуту. Она делает это регулярно, и вы обычно выручаете ее. Поскольку вы уже соглашались сидеть с ее детьми без предварительной договоренности, она ожидает, что вы так поступите и на этот раз. Она думает, что можно рассчитывать на вас, когда бы она в вас ни нуждалась. Если внезапные просьбы, возникающие из-за плохого планирования дел, нельзя выполнить, то следует отказать.

Ответ: «В эти выходные я не могу. Я всегда рада взять детей, но меня нужно предупреждать заранее».

Предостережение! Когда люди вас используют, вы можете чувствовать раздражение оттого, что практически круглосуточно были доступны для других.

 

Из раздела «На работе».

Сценарий.

«Окажите мне услугу: просмотрите доклад Тима и скажите мне, что вы об этом думаете. Я знаю, это дополнительная нагрузка, но...»

Что здесь происходит? (Заметьте: проситель колеблется.) Тим не работает в вашем отделе, и вы не вполне представляете себе, о чем его доклад. Человек, который просит вас, может пытаться снять с себя ответственность, опираясь на другое мнение. Кроме того, вам не хочется вторгаться на чужую территорию. Приведите разумное объяснение, если можете.

Ответ: «Нет, я недостаточно осведомлена об этом проекте, чтобы дать адекватный отзыв. Кто-нибудь из отдела Тима мог бы написать более объективную рецензию».

Предостережение! Если вы выдаете себя за всезнайку, рано или поздно это обернется против вас. «Я недостаточно осведомлена» — вполне приемлемое объяснение. Вы больше выиграете, если будете честны.

 

Из раздела «Люди, с которыми действительно нелегко».

Сценарий.

Ваш дизайнер по ландшафту советует вам добавить три дерева к посадкам на переднем дворе. «Вы не пожалеете. Я знаю, о чем говорю», — прибавляет он, чтобы напомнить вам о том, что он крупный специалист по ландшафтному дизайну.

Что здесь происходит? По его первоначальному плану предполагалось, что будет посажено только одно дерево и несколько кустов. Похоже, повторяется старая история: чем больше всякой всячины, тем больше вам платить по счету. Вам нравится первый план, и вы сомневаетесь в правоте дизайнера. Предполагается, что он эксперт. На самом деле нужно подумать о том, что если он действительно такой специалист, то почему не учел с самого начала, что необходимо посадить три дерева? И с чего он взял, что вы согласитесь доплатить еще несколько сотен долларов за и так дорогостоящую работу?

Ответ: «Нет, я могу посадить их потом».

Предостережение! Деревья растут, и обычно довольно быстро. Подождите сезон и посмотрите, как заполняется пространство. Возможно, больше деревьев вам и не понадобится.

 

И напоследок — книга написана жительницей цивилизованного Запада. Женщиной. И думаю, что больше для женщин. Ну мне так показалось :)

 

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

7 навыков успешного переговорщика

Получите бесплатно книгу в формате PDF (1.7Мб)

Получите три бесплатных урока 1 ступени:

 

Урок 1. Введение

 

Урок 2. Что такое успешные переговоры
РАЗБОР 6 ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ

 

Урок 3. Какие навыки надо разивать
РАЗБОР 7 НАВЫКОВ

Получите три бесплатных урока 1 ступени:

 

Урок 1. Введение

 

Урок 2. Что такое успешные переговоры
РАЗБОР 6 ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ

 

Урок 3. Какие навыки надо разивать
РАЗБОР 7 НАВЫКОВ