Конфликтогены — рождающие конфликты

Мои наблюдения говорят о том, что в переговорах гораздо чаще мы сами создаем негативное отношение к нам, агрессию другой стороны, чем другая сторона относится к нам плохо изначально, и мы в этом не виновны никак. Те наши действия, которые заставляют другого «напрячься» и приготовиться к конфликту с нами, называются конфликтогены. Вот о них, о конфликтогенах, я и подобрала несколько материалов из своих архивов, которые предлагаю Вашему вниманию.
1.Статья о конфликтогенах Н.И.Тимченко.
Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Мы желаем защитить себя и свое достоинство, но мы не столь бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.
Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликты», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающий».
Слово «могущие» является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту.
Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.
Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не столь бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.
Конфликтогены опасны, потому что имеет место важная закономерность — эскалация конфликтогенов. Состоит она в следующем.
На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Чтобы авторам рекламных обращений не допускать в них конфликтогенов, необходимо прежде всего «знать их в лицо».
Поэтому приведем исчерпывающий перечень конфликтогенов. Все их можно отнести к пяти типам:
- стремление к превосходству;
- проявления агрессивности;
- проявления эгоизма;
- нарушение правил;
- неблагоприятное стечение обстоятельств.
Перечислим, какие конфликтогены относятся к каждому из этих типов. Многие из них, к сожалению, встречаются в плохой рекламе.
Стремление к превосходству
Прямые проявления превосходства: приказание, угрозы, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм. — Снисходительное отношение, т. е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как можно этого не знать?», «Неужели вы не понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано», «Вы умный человек, а поступаете...». Конфликтогеном является и снисходительный тон. — Хвастовство, т. е. восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых. Вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна. — Категоричность, безапелляционность является проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как «Я считаю», «Я уверен». Вместо них более безопасно употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что...». — Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий по существу занимает позицию превосходства. — Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Любители насмешек, видно, забывают, что уже в древности осуждался порок злого языка. Так, в первом псалме Давида насмешники осуждаются наряду с безбожниками и грешниками. И не случайно: осмеянный будет искать возможность сквитаться с обидчиком. — Перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.
Поучителен сюжет, связанный с Эйнштейном. Ученый имел маленькую записную книжечку, в которую записывал пришедшие в голову мысли. «Почему она у вас такая маленькая?» — спросили его. — «Потому, — ответил выдающийся ученый, — что хорошие мысли приходят очень редко».
Неплохая подсказка для любителей навязывать свою точку зрения: хорошие мысли бывают, может быть, и у них гораздо реже, чем они думают.
Проявления агрессивности
Латинское слово «aggressio» означает «нападение». Агрессия может проявляться и как черта личности, и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. — Природная агрессивность.
Некоторым людям действительно присуща природная агрессивность. Но к счастью, агрессивных от природы людей меньшинство. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность.
Ситуативная агрессивность.
Она возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также как ответная реакция на полученный конфликтоген.
В психологической науке это состояние обозначено как фрустрация. Оно возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Защитные реакции при фрустрации связаны с проявлением агрессивности. Фрустрация нередко становится причиной неврозов.
Отметим, что конфликтогены типа «стремление к превосходству» и «проявления эгоизма» можно также отнести к некоей форме агрессии — скрытой агрессии. Ибо они представляют собой посягательство, хоть и завуалированное, на достоинство человека, его интересы.
В силу эскалации конфликтогенов скрытая агрессия получает отпор в виде явной, более сильной агрессии.
Проявления эгоизма
Слово «эгоизм» имеет корнем латинское «ego», обозначающее «я».
Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.
Эгоизм — это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей.
К проявлениям эгоизма следует отнести обман и попытку обмана. С их помощью эгоист старается добиться своей выгоды в ущерб другим. В рекламе обман является не менее подлым явлением, чем во взаимоотношениях с окружающими.
Эгоистичным является и перекладывание ответственности на другого человека, и утаивание от него информации. Когда рекламодатель скрывает от потребителя важную для того информацию (например, противопоказания в применении рекламируемых лекарств и пищевых добавок), то это сильнейший конфликтоген.
Нарушение правил
Нарушение любого правила является конфликтогеном — будь то правило этики, внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, дорожного движения и т.д. Собственно, правила и выработаны как средство предупреждения конфликтов.
В рекламе этические нормы должны играть не последнюю роль. Во-первых, по отношению к потребителям рекламы. Во-вторых, по отношению к конкурентам. В силу важности этих вопросов им будет посвящена специальная глава.
Неблагоприятное стечение обстоятельств
Конфликтогеном является контакт с раздраженным человеком, неприятное известие или происшествие, нежеланное изменение ситуации, скверная погода, очередь и т.п.
В рекламе конфликтогеном этого типа может быть, например, появление персонажа, прежде позитивного, но недавно чем-то себя скомпрометировавшего.
COPYRIGHT 2004 © Элитариум.Ру — Дистанционное интернет-образование. Некоммерческое использование любой части этого материала допускается только с явно видимой активной ссылкой на этот проект.
2. Список конфликтогенов (таблица) из книг Козлова Н.И. и Егидеса А.П.
Эта таблица поможет упорядочить знания о том, «как общаться ХОРОШО» и «как общаться ПЛОХО». Конфликтоген — то, что делает больно. Синтон — то, что приятно. Посмотри на себя со стороны с точки зрения техники общения. Что ты делаешь людям больше: то, что им приятно, или то, отчего им больно? Если конфликтогенов больше, то тебе, вероятно, тяжело жить, ведь делать другим больно — это больно... и с тобой нелегко ладить.
КОНФЛИКТОГЕНЫ | СИНТОНЫ |
упрёки-обвинения | снятие вины с партнёра (извинение за свои ошибки) |
оценка отрицательная (личности, действий) | безоценочность (оценка положительная — действий) |
категоричность (только так правильно!) | субъективность (мне кажется), уточнение |
"злой" ярлык (на личность в целом) | "добрый" ярлычок (умница, молодец) |
грубость | мягкость, ласковые слова (солнышко, любимая) |
негатив (всё плохо! кошмар!) | позитив (хорошо!), улыбка (внутренняя и внешняя) |
агрессия (разрушение отношений) | любовь-забота (строительство отношений), поддержка |
приказ, требование (авторитарность) | просьба, предложение обсудить (демократичность) |
возражение (ты — неправ! Нет! Но!) | согласие (да!, согласен!), грамотное возражение |
спор | дискуссия-обсуждение |
юмор на партнёра | юмор на себя, на мир |
совет (непрошенный) | сделать «прошенным» (уточнить: нужен ли?) |
мусорные слова | взвешивать каждое слово (ответственность за слово) |
перебивание | дать перебить себя (выслушивать) |
долгоговорение | без долгих предисловий (начинать с сути) |
монолог | диалог |
неблагодарность | благодарность (при любой возможности) |
критичность (неприятие человека) | поиск достоинств (безусловное принятие) |
пристройка сверху (как Родитель с Ребёнком) | отношения на равных (Взрослый со Взрослым) |
установка на борьбу (я-лучше тебя) | установка на мир и истину |
привлечение внимания к себе (позой, мимикой, жестами) | привлечение внимания к партнёру |
Какие еще конфликтогены Вы можете добавить?
Какие действия других людей Вас обижают, заставляют относиться к ним хуже?