Компании тратят колоссальные ресурсы на поиск кандидатов на должности, тестирование в процессе трехступенчатых собеседований. Затем дается время на стажировку, адаптацию в коллективе, проводится дополнительное обучение, предоставляется наставник.
Тем не менее, более 60% новоиспеченных специалистов увольняются в течение года. И все начинается сначала. Продвинутые руководители стали глубже изучать вопрос о кадрах в своей нише и в целом по стране. Выяснились интересные подробности соцопросов – половина сотрудников увольняется, даже если их устраивает зарплата и перспективы карьерного роста. И причиной они называют несоответствие своих жизненных ценностей и политики компании, а также – отсутствие нематериальной мотивации. Есть над чем задуматься, коллеги?
Мотивация сотрудников необходима для выстраивания прочных связей, роста вовлеченности в работу. Если сотрудник понимает, что ему дает эта должность, и как она сможет продвинуть его карьеру, желание повышать активность рождается само собой. Высококвалифицированного специалиста невозможно удержать зарплатой, ведь всегда найдется компания, которая сможет платить больше. В таких случаях именно нематериальная мотивация становится важным фактором удержания коллектива.
Некоторые руководители считают, что ничего лучше денег работников не стимулирует. И это большая ошибка! Длительный эмоциональный отклик может быть только если материальная составляющая подкреплена нематериальной мотивацией. Надбавка к зарплате вдохновляет 2-3 месяца, потом сотрудник считает повышенную зарплату обычной частью своего бюджета. Нематериальная мотивация помогает руководителю создать надежный и сплоченный коллектив, который работает и на благо компании, и на свою карьеру. Если сотрудника часто просят задержаться после работы для совместного проекта, а он хочет домой к жене и детям, вряд ли его остановит материальная мотивация. Скорее всего, он найдет другую работу. Или вы сможете сохранить ценные кадры, мотивируя сотрудников разными способами.
Нематериальная мотивация – это стимул для успешной работы сотрудника без увеличения его доходов. Не стоит путать мотивацию с бонусами, подарками и дополнительными выходными. Если компания оплачивает абонемент в фитнес-зал, поездку детям сотрудников в летний лагерь, это не считается доходом сотрудника и не связано с зарплатой. Но компания тратит финансовые средства из своей прибыли для улучшения качества жизни сотрудников. Это можно считать бонусами или подарками за выполнение KPI, увеличение продаж и другие достижения на работе. Но к нематериальной мотивации такие бонусы не имеют отношения.
Материальная мотивация условно можно разделить на 4 составляющих.
Очень часто в коллективе огромная пропасть между сотрудниками и руководством, которые не знают своих подчиненных ни в лицо, ни по имени. Быть невидимым винтиком большой системы не всегда приятно, особенно, когда политика компании заключается в том, что сотрудники должны быть рады и горды уже тем, что их взяли на работу. В большой компании руководителю сложно общаться с каждым сотрудником. Но можно организовывать совместные встречи ответов на вопросы, неформального общения за ужином и так далее. Таким образом у подчиненных вырабатывается чувство сопричастности и гордость, что он работает здесь, а не потому, что компания известная и у всех на слуху.
Здоровая конкуренция должна присутствовать в коллективе, ничего плохого нет в том, что сотрудники хотят выиграть титул лучшего по итогам месяца или года. Хорошим стимулом для работа становится объявление победителей в торжественной обстановке с вручением кубка. Для многих людей является важным не столько высокая зарплата, сколько возможность выйти на сцену в красивом костюме или вечернем платье на вручение награды.
Для сотрудников важно подтверждение значимости их работы в коллективе. Когда руководство замечает и хвалит за выработанное интересное решение, за составление скрипта, благодаря которым компания получила заказов на полгода вперед, за разработку приложения или чат-бота, благодаря чему автоматизировали рутинные каждодневные задачи, это повышает социальный статус сотрудника.
Отличная организация рабочего пространства, где есть комната для курения, кухня, чтобы пообедать домашней едой, а не покупать фастфуд в буфете. Составление гибкого графика, когда ты можешь спокойно съездить на прием к врачу, не беря дни в счет отпуска и не перенося полностью рабочий день на субботу. Для многих сотрудников такая забота о них становится решающей при выборе – уйти в другую компанию или остаться.
В каждой сфере деятельности, даже в каждой компании руководство выбирает свои методы для реализации политики нематериальной мотивации. Разберем с вами основные инструменты.
Сотрудники знают свое дело, умеют отлично работать, отличаются профессиональными знаниями, но не всегда понимают, все ли они делают правильно в рамках стратегических целей данной компании. Между руководством и подчиненными важно установить обратную связь, чтобы получать объективную оценку проделанной работы. Если сотрудник понимает, как значимо для компании было своевременное выполнение задачи и выработанные им способы, то самоотдача возрастает в разы. Особенно это важно для зумеров – молодого поколения, представители которого остро нуждаются в заботе и внимании. Так они чувствуют защищенность и перестают тревожиться по пустякам.
Собственникам и ТОП-менеджерам компаний желательно не только встречаться друг с другом, но и общаться с коллективом. Отличная возможность для этого – старт нового проекта. Общее собрание, где ТОП-менеджеры рассказывают о целях, задачах общего дела, а сотрудники задают вопросы, мотивирует больше, чем обещание всем премии по завершении проекта.
Неформальные мероприятия важны для сплоченности коллектива. Это могут быть выезды на природу, на экскурсию, проведение спортивных состязаний или турниров по геймингу.
В офисе можно размещать в холле стенды с показателями компании и фото сотрудников, кто причастен к увеличению прибыли. Важно подводить итоги на общем собрании, награждать сотрудников кубками, грамотами, благодарственными письмами.
Признание и развитие – одна из важных составляющих уверенности в себе. Важно помогать сотрудникам выстраивать карьерную лестницу, мотивируя подниматься по ней в вашей компании, а не где-то еще. Если человек видит перспективу в ближайшие 3-5 лет занять хороший пост, получить долгожданное повышение, для амбициозных людей это важный стимул оставаться в компании и хорошо работать.
Оплата обучения сотрудникам – хороший инструмент для мотивации, если им пользоваться с умом. Например, Игорь собирался увольняться, но начальник уговорил остаться, пообещав оплатить дополнительное обучение. Мотивация сработала, так как Игорь очень любил осваивать не только свою специализацию, но и смежные, а профессиональные курсы стоят недешево. Но, когда пришло время оплачивать обучение, руководитель сказал, что сам выберет курсы, так как специалист нужен сейчас для компании, а не те, которые хотел бы пройти Игорь. Чтобы не получились такие ситуации, перерастающие в конфликты и увольнение, инструмент мотивации – обучение сотрудников, надо тщательно продумать.
Для сотрудников, которым важно самовыражение, наставничество и желание делиться опытом, можно организовывать семинары, мастер-классы, чтобы они могли прочитать курс лекций в качестве преподавателей. Также хорошо работает система наставничества, когда более опытные сотрудники “шефствуют” над новичками.
Когда руководство поздравляет коллектив с каждым праздником, время от времени проводит корпоративные мероприятия, это хорошо. Но важной составляющей для сотрудников являются персональные поздравления с днем рождения – круглой датой или юбилеем.
Нематериальная мотивация может превратиться в сплошную обиду, конфликты в коллективе и гнетущую, а не рабочую атмосферу, если она будет использоваться время от времени. Внедрение системы требует тщательной подготовки и последовательности.
Руководство должно определить нужна компании политика нематериальной мотивации или нет. Какие из них руководитель сможет реализовать, а какие нет? Если руководителю не нравится активное и глубокое общение с сотрудниками, он предпочитает оставаться в стороне, смогут ли руководители отделов реализовать ее? Руководство решает, какие именно инструменты будет использовать. За каждым видом мотивации надо увидеть понятный желаемый результат. Например, обучение сотрудников должно способствовать увеличению прибыли. Поощрения за звание лучшего сотрудника должно привести к тому, что большинство сотрудников будут стараться перевыполнить установленный KPI. Для снижения утечки кадров компания реализует систему обратной связи, наставничество и продумает карьерную лестницу для сотрудников.
Выстраивать систему нематериальной мотивации необходимо с позиции сотрудников, а не с высоты опыта руководителя. Например, руководитель старается вывозить коллектив на природу, проводит корпоративные праздники, а людям бы хотелось побыть с семьей, а в качестве мотивации получить бесплатное обучение. Лучше понять ситуацию в коллективе помогают руководители отделов, которые хорошо знают сотрудников. Дополнительно они могут выяснить необходимые нюансы в неформальном общении. Чтобы понять общий настрой коллектива, можно провести анкетирование.
Выбираем методы и внедряем систему нематериальной мотивации.
После получения обратной связи от коллектива, возможно, потребуется корректировка плана и методов внедрения нематериальной мотивации. В оценке правильности действий помогают анонимные опросы.
Помимо анкет, неформального общения, анализа работы компании после внедрения нематериальной мотивации, можно со стороны объективно оценить, насколько она заинтересовала сотрудников.
Сотрудники выкладывают в соцсетях фото из офиса или с корпоративных мероприятий? Если их нет, это намекает на нездоровую атмосферу в коллективе. Когда есть, значит мотивация работает. Хотя обращать надо не только на фото, но и на подписи. Если они такого характера – «счастью вопреки», «счастливы сами по себе», то это говорит о том, что сотрудники чувствуют себя недооцененными.
Бывает, что руководители поощряют сотрудников носить мерч компании. Иногда даже им приходится оплачивать футболки, кружки, ручки, блокноты. Вроде мелочь, но стоит обратить внимание, пользуются ли ими на работе? Если сотрудники стараются получить мерч в подарок или самостоятельно его покупают без тонких намеков, значит, они гордятся тем, что работают в этой компании.
Вы задумывались, что делают сотрудники с полученными почетными грамотами, кубками, благодарственными письмами? Если они находятся на видном месте на работе или дома, это говорит о лояльности к компании и правильно выбранном инструментарии для поощрений.
Выбор нематериальной мотивации может быть самый разнообразный. Разберем некоторые из примеров.
Поддержание искренних отношений, умение выслушать, поддержать, подбодрить, похвалить сотрудников дает руководителю больше выгоды, чем закручивание гаек, штрафы за ошибки и страх перед начальником. Современная система управления должна быть построена на материальной и нематериальной мотивации. И неизвестно, что в данном конкретном случае лучше. Но вы можете это выяснить, начав внедрение инструментов для обоих видов мотиваций.
Если раньше была ставка на безусловный авторитет руководителя, диктаторский стиль управления и безусловное подчинение сотрудников, то сейчас на первом месте человеческое отношение, умение коммуницировать, разрешать конфликтные ситуации без затаенных обид и увольнения.
Не знаете, как грамотно мотивировать сотрудников, чтобы не приходилось каждые полгода искать новых? Не понимаете, почему в коллективе то и дело возникают нешуточные конфликты? Это не означает, что вы – плохой руководитель. Просто всему надо учиться. Приглашаю на мой 2-х месячный курс «Идеальная власть». Это не просмотр лекций с теорией, а проработка ключевых сценариев общения руководителя с подчиненными, которые вы сможете использовать на практике. Вы будете уверенным в себе руководителем, ни одна из ситуаций не застанет вас врасплох. Вы всегда будете знать, как отреагировать и что делать, чтобы решить проблему.