Профессиональная оценка качества работы сотрудников важна для развития бизнеса и формирования команды эффективных работников, которым можно предложить более выгодные условия сотрудничества.
Наем, обучение и адаптация нового сотрудника – дорогостоящее дело. Стоимость в разы увеличивается, если ценные или перспективные сотрудники покидают компанию, не видя возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Другие сотрудники предпочитают отсиживаться, проводя рабочее время в неторопливом выполнении задач. Чтобы компания повысила эффективность работы, важно эти нюансы выяснить как можно раньше. С этой целью проводится оценка качества работы сотрудников.
Оценка персонала – система проверки профессиональных навыков и ценности их развития в интересах компании. Это не то же самое, что аттестация. Во время аттестации комиссия выявляет степень компетентности человека на предмет соответствия им занимаемой должности. Оценка качества работы показывает, насколько специалист подходит для компании со своим набором знаний и компетенций, и как он их проявляет в процессе. В оценке качества участвует весь коллектив, который проходит анкетирование. Руководство наблюдает со стороны, давая свою оценку. Директор по персоналу тестирует специалиста на предмет теоретических знаний и практических навыков. Анализируются выполненные задачи, используемые методы достижения результата.
Оценка сотрудников важна не только для руководства, но и для самих специалистов. Это возможность показать лучшие качества, составить план карьерного роста в предложенных условиях. Либо понять – эта компания не для вас, но это не означает, что вы плохой сотрудник. Это говорит о том, что надо начать поиск лучшей вакансии для себя. Руководство не менее заинтересовано в удержании хороших специалистов. Поэтому, не стоит воспринимать проходимую оценку как желание уволить половину коллектива. Проведение оценки дает руководству общую картину перспективных, эффективных и неподходящих сотрудников. Специалистам – мотивацию для дальнейшей работы, личностного роста, дополнительного обучения. Основными целями проведения оценки служат следующие факторы:
Оценка работы помогает владельцам компании растить профессионалов в своей сфере. Сотрудникам – понимать последовательность действий для достижения карьерных целей.
Для руководства оценка качества работы сотрудника имеет положительные и отрицательные стороны. Положительные моменты заключаются в следующем:
Руководство может столкнуться с серьезными проблемами в процессе оценки сотрудников. Чтобы провести эти мероприятия, важно подготовить директоров по персоналу или HR. Составление анкет, выбор инструментария, составление компетенций и критериев оценки, общение с коллективом становится трудозатратным, так как это все проводится в рабочее время. Для некоторых профессий и должностей предполагается приглашение экспертов со стороны, что требует дополнительного бюджета. Дополнительно возникает ряд негативных моментов, которые представляют собой следующее:
Чтобы качественно проанализировать результаты проверки, многие руководители предварительно проходят курсы для повышения квалификации. Я предлагаю вам свой 2-месячный курс-практикум для руководителей, чтобы легко управлять людьми, решать конфликты без потери здоровья и увольнения сотрудников. Сценарии переговоров я вам предоставлю, научу, как вести себя в конфликтных ситуациях. Это актуально для тех компаний, кто собирается провести оценку качества работы сотрудников, ведь, чтобы объяснить им все нюансы, потребуется много сил и управленческого таланта.
По завершении мероприятий по оценке сотрудников, можно закрепить результаты премированием, перераспределением обязанностей, переназначением на руководящие должности. Чтобы это получилось справедливо, используем основные критерии для профессиональных и коммуникативных навыков.
В ходе проверок могут выявляться факторы лояльности компании, в которой работают люди, ее отсутствие или нейтральное отношение. В ходе проверки проявляются искренняя заинтересованность в делах компании, ее отсутствие или такое отношение – «я просто за деньги работаю».
Прежде, чем говорить о методах оценки сотрудников, хочу напомнить, что полученная информация должна быть полностью конфиденциальной. Этими данными могут оперировать только руководство компании и директор по персоналу. Коллеги не должны знать уровень оценки друг друга. После прохождения оценки руководителю надо встретиться с каждым сотрудником лично и объяснить уровень его сильных и слабых сторон.
Если вы понимаете, что эта часть оценки сотрудников будет для вас сложной, пройдите предварительно мой видеокурс «Сценарий разговора с подчиненным, который сделал что-то не так». Это поможет вам вести грамотный и спокойный диалог с подчиненным, который будет воспринимать ваши слова и проявлять уважение. Курс устроен так, что мы разберем все возможные сценарии разговора, которые невольно будут всплывать у вас в памяти, когда вы начнете диалог с подчиненными.
Следующие методы помогут вам понять уровень компетенций сотрудника и его личностный рост.
Во многих компаниях оценка качества работы сотрудников начинается уже с процесса найма, стажировки, адаптации нового человека в коллективе. На этапе найма важно проводить оценку сотрудника после отбора резюме, собеседования. Анализировать, насколько резюме соответствует заявленным компетенциям на собеседовании.
В процессе адаптации сотрудник обычно проходит стажировку в компании. Обычно люди стараются проявить себя, чтобы их взяли в штат, а после стажировки наблюдается спад. Это о многом говорит о сотруднике, который добившись места в штате, не считает нужным выкладываться по полной, предпочитая работать в полсилы. Бывает ситуация, когда сотрудник очень долго вливается в коллектив, уже возникает мысль о прекращении с ним контракта. Но, давая еще один шанс, работодатель поступает правильно. Часто сотрудники проявляют себя после стажировки и зачисления в штат, так как этап нервотрепки и неопределенности закончился, теперь уже можно работать спокойно в полную силу.
Большое значение имеет то, как ведет себя человек при увольнении. На основе этого иногда руководитель меняет решение и оставляет сотрудника в коллективе или дает ему отличную рекомендацию, которая поможет быстро найти другую работу.
Результаты анализируются с учетом конкретной ситуации в коллективе. Если в компании дела идут не лучшим образом, сложно ждать увеличения продаж или других положительных моментов. Для подсчета используются средние значения, округления показателей в пользу подчиненных, корреляции и отклонения. На основе этого выявляются тенденции и закономерности, которые помогают оценить справедливо все показатели. Анализ сильных и слабых сторон сотрудника помогает в принятии решении о повышении или увольнении. Важно сравнить данные с предыдущими проверками, если они проводились.
Эффективная оценка качества работы сотрудников позволяет компании сделать большой скачок вперед, определиться со стратегическим планом, выстроить приоритеты, создать надежную команду с одинаковыми ценностями и похожим взглядом на жизнь. Справедливая и этическая оценка работы повышает авторитет руководителя, в коллективе образуется доверительная атмосфера. Главное, что в такой компании хочется работать!