Приемы активного слушания

Среди переговорных техник принято выделять приемы активного слушания. Активное слушание необходимо для того, чтобы:
- продемонстрировать внимание к собеседнику, понимание содержания сказанного им;
- проверить правильность понимания сказанного;
- помочь говорящему высказать свои мысли.
Итак, перед Вами 8 приемов активного слушания:
Прием активного слушания 1. Поощрение, одобрение, активизация собеседника.
Кивание головой в такт речи, контакт глаз.
- Угу... ага... да...
- Это интересно...
- Понятно...
Прием активного слушания 2. Уточнение — просьба дать дополнительные, более точные разъяснения.
Уточняющий вопрос задается, если есть двусмысленные, многозначительные, непонятные моменты:
- Вы не могли бы повторить...
- Я, видимо, неправильно понял. Вы хотели сказать, что...
- Будьте добры, разъясните мне, пожалуйста, более точно...
- Что Вы имели ввиду...
- Что в Вашем понимании...
Прием активного слушания 3. Повтор — дословное повторение слов собеседника.
Прием активного слушания 4. Пересказ — повторение мысли говорящего своими словами:
- Как я Вас понял...
- Вы считаете, что...
- Исправьте меня, если я ошибаюсь, но я понял, что...
- Другими словами...
- Правильно ли я вас понял - вы сказали что...?
Повторить с вопросительной интонацией:
- Вы считаете, что...
- Значит можно согласиться с тем, что...
- То есть...
Прием активного слушания 5. Развитие мыслей собеседника — проговаривание подтекста высказывания, нахождение истинного смысла высказывания.
Прием активного слушания 6. Отражение чувств собеседника — высказывание о том, как я понял чувства другого:
- Мне кажется, Вы чувствуете себя несколько...;
- Вы, видимо, переживаете...;
- Внешне кажется, что Вы весьма (очень)...;
- У меня сложилось впечатление...
- Похоже это очень вас взволновало!
Прием активного слушания 7. Разделение чувств, сопереживание.
- На вашем месте я бы тоже себя так чувствовал...
- Да уж, понимаю ваши эмоции...
- Я тоже по этому поводу испытываю уверенность...
Прием активного слушания 8. Обобщение, итоги (резюме).
- Итак, в целом вы сказали...
- В нашей беседе мы пришли к тому , что...
- Если обобщить сказанное...
- Из всего услышанного мною получается...
ТЕХНИКИ, СНИЖАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЕСЕДЫ С КЛИЕНТОМ:
1. Выспрашивание — адресация многочисленных вопросов собеседнику (происхождение которых ему непонятно), исходя из своего представления о ситуации.
2. Игнорирование — отсутствие заинтересованности в собеседнике:
- перебивание;
- ответ вопросом на вопрос;
- монолог.
Какие еще Вы знаете приемы активного слушания?
Что еще мешает установлению хорошего контакта в переговорах?