Кодификатор пороков

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Периодически раздумываю над тем, как лучше использовать свое время. Был период, когда я увлеклась изучением материалов, собранных Глебом Архангельским. Даже пробовала вести хронометраж — дня три продержалась :)

Но сейчас я хочу поделиться с Вами небольшим фрагментом из рассказа А.Бабия - не с точки зрения тайм-менеджмента, а с точки зрения управления своим внутренним состоянием, что для переговорщика очень важно. Мне показался любопытным и кодификатор пороков Бабия. На мой взгляд, он еще далек от совершенства, но сама идея мне нравится.

Итак, фрагмент из рассказа А.Бабия  «Хронометраж, или Алгебра любви-3». Приятного чтения!

 

Будильник

Надо заметить, что в тот момент, когда я начал вести учет времени, был я вполне типичным двадцатилетним балбесом. Кроме компьютеров (которые, впрочем, тогда назывались ЭВМ), я мало чем увлекался. Читал я исключительно фантастику. Ну да, пробовал заниматься писательством, выпускал стенгазеты. Но был вполне карьеристски настроен: в ближайшие три-пять лет кандидатская, затем — докторская и т.д. Собственно, для того я и затеял вести учет времени, чтобы сделать свою карьеру максимально быстро и эффективно.

Однако буквально через год-два ценности мои радикально поменялись. Читать я стал исключительно классику (ну и вообще — серьезные книги), карьера перестала интересовать вообще (я имею в виду «должностную» карьеру, а не профессиональную; как программист я рос тогда очень стремительно), зато сильно заинтересовала философия, поиск смысла жизни. И вообще, я заметил, что система загадочным образом делает меня лучше. Не эффективнее, а именно лучше, в простом человеческом смысле этого слова.

Разгадка нашлась, когда я занялся эзотерическими учениями. Если быть совершенно конкретным, я нашел разгадку в книге П.Д.Успенского с идиотским названием «В поисках чудесного». Название такое меня сперва отпугнуло (с подозрением отношусь ко всякого рода чудесам), однако содержание ее оказалось куда лучше названия и подтвердило многие из моих догадок об устройстве мира и человека.

Так вот, одно из важных понятий, описанных в книге — это будильник. Совершенствующийся человек должен все время осознавать себя, а не жить автоматической жизнью, тогда в нем будет накапливаться некая тонкая и очень важная субстанция. Осознавать себя — значит, положим, не просто идти по улице, а, идя по улице, все время осознавать, что ты — идешь по улице. Что ты идешь туда-то и зачем-то. А чтобы осознавать себя, ты должен все время будить себя, выводить себя из спячки, в которой мы обычно пребываем.

Система учета времени и есть этот самый будильник, причем совершенно идеальный. Совершая любое действие, ты осознаешь себя, поскольку ты должен как минимум фиксировать время смены занятия. Поэтому ты не просто трепешься с приятелем на автомате, а осознаешь, что во столько-то ты начал трепаться, во столько-то закончил, а протрепался столько-то. Следовательно, сам того не зная, я включил мощный будильник и запустил сложный механизм самопреобразования. И результаты не замедлили сказаться.

Кстати, еще один механизм, который работал по тому же принципу, был запущен постоянным конспектированием книг. Я конспектировал даже художественные книги. А по некоторым даже писал статьи. Таким образом, если раньше книги читались довольно поверхностно, теперь они достаточно глубоко пропускались через себя. Надо заметить, что, до тех пор, пока о чем-то не напишешь, довольно трудно утверждать, что ты это понял. Поэтому конспектов у меня чертова туча, что-то около десяти толстенных папок. В ППСС можно найти небольшую часть из них, но остальное я пока в компьютер перегнать не успел.

Любопытно, что аналогичные механизмы использовались очень многими людьми. Кстати, вот еще одна штука: я прочел уйму биографий и автобиографий великих людей, пытаясь понять их секрет. В конце концов, увидел одно, что их объединяет: именно вот это внимательное отношение к своему внутреннему миру. Не слюнявая рефлексия, а именно непрерывное и жесткое отслеживание своих мыслей, порывов и т.д.

Особенно поразил меня Бенджамен Франклин, который ежедневно вел так называемый франклиновский дневник, в котором отмечал свои пороки, плохие мысли и поступки, совершенные в этот день (на этом же строится система исповеди в христианской церкви, но там плохо то, что исповедуешься не себе, а другому человеку). Заметьте, кстати, насколько это важно: фиксировать не добрые дела, не достижения, а именно отступления, пороки. Не нужно стремиться делать хорошие дела и вообще осознавать, что ты их делаешь (это — путь гордыни), нужно стремиться не делать плохих. Вот ведение франклиновского дневника как раз помогает этому, потому что в момент, когда ты делаешь (или думаешь) плохое, ты фиксируешь: эй, парень, то что ты сделал (или только собираешься сделать) — плохо. Не секрет, что большинство плохих дел и мыслей производится как бы нечаянно, в том самом автоматическом режиме. Если человек постоянно осознает сам себя, от многих слов, дел и даже мыслей он сумеет воздержаться.

Ну и, разумеется, на имеющуюся систему учета времени естественным образом легла франклиновская система, которую я по программистской привычке перевел в цифровой классификатор и наладил учет своих нехороших дел и мыслей. Впрочем, у меня хватило ума не ставить планы, тем более выраженные в числах, типа «к 1 января 1985 года искоренить порок 1.2.1 Желание себя выказать». Но некоторую статистику своих пороков я вел, чтобы знать, каким именно я подвержен в большей мере и с какими именно следует бороться в первую очередь. Да, кстати, а вот и кодификатор пороков:

 

Кодификатор пороков Версия 2 от 09.11.83

 

1.Тщеславие.

1.1. Внешнее.

1.1.1.Суета, погоня за атрибутами, желание выглядеть не хуже других

1.1.2.Высокомерие, зазнайство, умничанье

1.1.3.Самохвальство, разговоры про себя.

1.1.4.Кокетство, желание, чтобы похвалили.

 

1.2.Внутреннее.

1.2.1.Желание себя выказать.

1.2.2.Сравнение себя с другими (в свою пользу).

1.2.3.Самохвальство «про себя».

 

2.Трусость

2.1.Внешняя

2.1.1.Отступление перед силой

2.1.2.Малодушие

2.1.3.Растерянность

 

2.2.Внутренняя.

2.2.1.Самообман

 

3.Бездушие

3.1.Внешнее

3.1.1.Непомощь нуждающимся

3.1.2.Невоспитанность

3.1.3.Эгоизм

 

3.2.Внутреннее

3.2.1.Плохие мысли о других

3.2.2.Мелочность

 

4.Легкомыслие

4.1.Внешнее

4.1.1.Необдуманность поступков, несдержание слова

4.1.2.Невоздержание, торопливость

4.1.3.Беспорядок, лень

 

4.2.Внутреннее

4.2.1.Безапелляционность суждений

4.2.2.Непоследовательность

 

10.Прочее

10.1.Жадность

10.2.Испорченность.

 

А вот и пара-тройка записей:

28.11.83

Целый букет, и все из-за одного:

4.1.2. Чего-то ради пил с Зелинским коньяк. Невоздержанность.

4.2.1. + 1.1.2. Это уже про разговоры обо всем + неосторожность 4.1.1.

 

29.11.83

2.1.3. Растерялся пару раз в разговоре с Сапожниковым, покраснел, как красна девица, от его шуток.

 

Ну, и так далее. Жаль, что меня хватило всего на несколько лет ведения франклиновского дневника, и это были последние годы моего размеренного существования. Потом жизнь моя стала закладывать такие немыслимые виражи, что стало ни до франклиновского журнала, ни до системы учета времени, ни до много еще чего. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Но, кстати, журнал не ведется, а привычка осознания себя — осталась. И время я давно уже не учитываю, но до сих пор поражаю окружающих, называя время с точностью до пятнадцати-двадцати минут, не глядя на часы,. А лет десять пятнадцать назад называл с точностью до пяти-десяти минут, практика была больше.

 

Метки: ,
Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

7 навыков успешного переговорщика

Получите бесплатно книгу в формате PDF (1.7Мб)